Вы здесь

О политике и экономике с позиций символизма

Владислава Дмитриевна Шкилева 

Высшая школа экономики, г. Москва

 

Один из древнейших философских символов, названый Инь-Ян (на Востоке) и монадой (на Западе) чаще всего упоминается как символ гармонии мужских и женских начал.

Однако возможности символизма, и монады в частности, существенно шире. С помощью этого символа легко исследуются любые философские противоположности - боль и наслаждение, сатира и юмор. С помощью этого символа можно исследовать, например, древние и современные славянские сказки [2-4]. Не вызывает сомнений, что с помощью монады можно рассматривать и экономические категории, такие как экономика и политика. Сам принцип формирования монады предполагает на темную сторону размещать материалистическое понятие - экономику, а на светлую часть - более духовное понятие - политику.

Наличие черного островка на светлой части монады и белого островка на темной части монады подчеркивает их глубокую взаимозависимость. Известная фраза «Политика - это грязное дело» относится, прежде всего, к темному островку на светлой части монады (Рис. 1):

Изображение

Рис. 1. Монада, как символ неразделимого единства экономики и политики

Символ, в отличие от знака, может содержать в себе огромную информацию, эквивалентную многотомью на вербальном уровне.

Рассмотрим, какую смысловую нагрузку несут эти островки на монаде.

Белый островок на монаде - это «Политическая экономика» - в прежние времена - это академическая дисциплина в ВУЗах преподавалась повсеместно. Впервые словосочетание политическая экономия использовал драматург и писатель Антуан Монкретьен в экономическом трактате «Traitй d’йconomie politique» («Трактат о политической экономии». 1615). Монкретьен ни до этого, ни после экономических работ не писал. Ввести в обиход свой новый термин» - подтвердить его в дискуссиях с коллегами, способствовать возникновению традиции его использования, или хотя бы увидеть своими глазами этот термин в чужом трактате - Монкретьен не успел. Объектом исследования предмета политической экономии: принято считать социум, социальные связи. Но этот объект изучают и психологи, и социологи, и политологи и т.д. Предметом исследования политэкономии можно считать социально-экономические явления, которые складываются в определённых сферах экономической жизни.

Черный островок на монаде - это «Экономическая политика».

Самый известный лозунг из прежних времен на эту тему: «Экономика должна быть экономной», который как бы снимал ответственность политиков за экономический результат. Можно привести несколько взаимозависимых определений этого понятия:

Экономическая политика - это система методов, инструментов и форм государственного воздействия на социально-экономические процессы, реализующая тот или иной тип экономической стратегии.

Экономическая политика - это проводимая государством, правительством генеральная линия действий, система мер в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами страны.

Экономическая политика - это система экономических мероприятий, осуществляемых государством в интересах господствующего класса в досоциалистических формациях.

Экономическая политика - это проводимая правительством система мер, действий в области управления экономикой, придания определенной направленности экономическим процессам в соответствии с целями, задачами, интересами государства.

Обратим внимание на то, что во всех классических определениях этого понятия в той или иной форме присутствует термин «государство». Наша современная жизнь, менее централизованная, чем раньше, под сказывает приемлемость таких понятий как «экономическая политика» для всех составляющих, из которых складывается термин «государство».

Несомненным достоинством символа монады надо признать свойство компактифицировать сотни томов, написанных по темам «Политическая экономика» и «Экономическая политика» в два «островка» на символе. Такая же компактификация возникает при анализе любой другой философской пары, например, больнаслаждение, рождая при этом такие понятия как «наслаждение от боли», которое принять называть мазохизмом, и «боль от наслаждения», которое описано в многотомье Фрейда.

Интересен вопрос - а может ли монада проанализировать отдельно такое понятие как экономика? Для этого нужно в этом понятии сформировать философские противоположности - например, легальную и теневую экономики (Рис. 2):

Изображение

Рис. 2. Монада как неразрывное единство теневой и легальной экономик

Функции островков такой монаде играют контрафактные и легальные товары. Ряд экономистов убежден в том, что экономика, в которой теневая экономика преобладает перед легальной, больная окончательно и выздоровлению не подлежит. Монада, на этот пессимистический диагноз смотрит по-другому. Какое бы преимущество не имела бы теневая экономика над легальной, это явление временное, это скорее болезнь, а не суицидальный приговор. Более того, на всем протяжении развития экономики, согласно монадной модели, доля теневой экономики будет сокращаться, а доля легальной экономики - увеличиваться. Линию, разделяющую теневую и легальную экономики, в философии, правда, по другому поводу, называют линией демаркации [1]. Создание набора технологий, позволяющих разделять внешне неотличимые друг от друга изделия из противоборствующих экономических лагерей, в рамках классической документальной и объективной идентификаций оказалась объективно невыполнимым требованием. Например, при использовании объективной идентификации, когда на идентифицируемое изделие наносится цифровая информация, приводит к тому, что налоговая инспекция, сверяя номер на изделии с базой данных от предприятий, выпускающих эту продукции, и находя такие номера в базе данных, делает формальное заключение о легальности изделия. На самом деле под одним и том же номером на рынке могут существовать десятки других изделий, выпущенных теневой экономикой. Но монада, как символ, убеждает всех нас, что линию демаркации между теневой и легальной экономиками можно создать и надежно отличать контрафактные и легальные товары.

Список литературы

1. Порус B. H. Демаркации проблема // Новая философская энциклопедия: в 4-х т. М., 2000. Т. 1. С. 617-618.
2. Шкилёва В. О монаде и рыжем ослике / Материалы международной конференции по эниологии. Алушта, 2007. С. 638-642.
3. Шкилёва В. О «русской» матрешке и монаде // Материалы международной конференции по эниологии. Алушта, 2009. С. 821-824.
4. Шкилёва В. О символизме в славянских сказках // Материалы международной конференции по эниологии. Алушта, 2008. С. 528-532.

 
Яндекс.Метрика