Вы здесь

О символическом понимании генезиса коррупции и о возможностях информационных технологий

Владимир Дмитриевич Шкилев, д.т.н., доктор философских наук, член-корреспондент РАЕН, Начальник Отдел исследований и инноваций Г.П. ЦГИР "REGISTRU" Министерства информационных технологий и связи Республики Молдова

 

Высказан тезис о нерасторжимости таких понятий как коррупция и государственная власть, проанализирована коррупция в сильном и слабом государстве, возможности и методы влияния информационных технологий на коррупцию, духовная эволюция человека и сокращение коррупции.

 

Генезис - научная теория, описывающая происхождение, возникновение, становление, развитие, метаморфозы и гибель объектов.

Монада – символ мироздания, описывающий происхождение, становление, развитие, метаморфозы и гибель любой системы.

Как видно, такие понятия как генезис и монада очень близки между собой. Их отличает только то, что генезис, как научное понятие, раскрывают через вербальный уровень, а монада – через символизм (обобщенный символьный язык будущего). На вербальном уровне вся сложность этого социального явления раскрывается лишь частично [1].

Говоря о генезисе такого явления как коррупция, можно отметить, что ее суть в наличии централизованной иерархической власти. Власть и коррупция, как продажа услуг чиновником во власти, неразделимы (рис. 1)

Рис.1. Монада как символ  неразделимости государственной власти и коррупции.

Государственная власть работает в режиме «Тараса Бульбы», она сама «порождает» коррупцию и сама же с ней борется.

Символ подтверждает, что построить государственную власть без коррупции невозможно. Но это не означает, что с коррупцией не надо бороться, символ утверждает, что коррупцию нельзя победить никаким единичным государственным решением, что относительная победа над этим злом достигается только за счет планомерного плавного сокращения коррупционной составляющей.

Здесь важно также понять, что признание неразрывности государственности и коррупции это вовсе не призыв к отмене иерархической власти и провозглашении анархии, как средства борьбы с коррупцией.

Анализируя возможные технологические подходы в подавлении коррупции [2], ранее основной упор делался на сокращении теневой экономики. Предлагалось создавать автоматизированные системы управления [3], способные отличать легальный товар от контрафактного. Но на символе коррупции (рис.1) присутствует легальный товар. Как это понять? Ведь легальный товар и коррупция на первый взгляд несовместимы. А понять это просто – коррупция может быть реализована и по такой схеме: коррупционер дает взятку государственному чиновнику и выигрывает тендер на государственный заказ, после чего начинает производить вполне легальный товар, который ни одна информационная система не сможет отличить от контрафактного. И вовсе не из-за плохой информационной системы, товар действительно производится легальный, коррупционер платит государственные налоги в полной мере, а коррупция при этом не побеждается, а наоборот расцветает пышным цветом. Символ коррупции (рис. 1) однозначно подтверждает простую истину – там где сильная коррупция – слабое государство и наоборот – там, где сильное государство, там коррупция в разумных пределах и контролируется государственной властью.

Нижняя часть монады описывает слабое государство, но эволюция любого государства такова, что со временем (центральная ось символа – стрела времени) теневая часть экономики неизбежно будет вытесняться на «свет» легальной экономики. В сильном государстве решения принимаются  высшей властью на государственном уровне, в коррупционном государстве уровень принятия решений иной – высшая власть там тоже принимает решения, но они  не доходят до низших слоев. В таком государстве фактически  уровень принятия решения осуществляется на низшем чиновничьем уровне (рис 2, нижняя часть монады). В этом смысле коррупцию можно охарактеризовать как процесс ослабления высшей государственной власти в пользу власти низшей, что всегда сопровождается частичной или полной потерей государственности.

Рис. 2. Монада как символ единства государственной и чиновничьей власти

В какой последовательности будут ликвидироваться теневые структуры? В начале будут подавляться предприятия, выпускающие низкокачественный нелегальный товар, особенно те, которые непосредственно наносят вред здоровью населения. Затем наступит очередь предприятиям не платящим, или платящим частично государственные налоги. Все это действительно можно сделать с помощью автоматизированных систем управления [4].

Но окончательная победа над коррупцией лежит гораздо глубже и ее невозможно победить с помощью любых, самых продуманных, информационных технологий [5-6]. На монаде (рис.1) - это преодоление черного «островка» на белой части монады. Этот последний барьер  преодолевается за счет нематериального – за счет Духовной Этики.

Все мы, включая и коррупционных чиновников, хотим справедливости. Но  термин «справедливость» каждый из нас понимает по-своему.

Рис. 3. Монада как символ единства чиновничьей и государственной справедливости

Пока мировоззренческой основой государства будет материализм, а материальный успех будет восприниматься обществом как высший критерий успешности, коррупция будет ослаблять власть высшего уровня в пользу низшего, что неизменно будет ослаблять  и само государство. Чиновничий лозунг – богатые чиновники – сильное государство не срабатывает. Снижение уровня принятия решений до простого чиновника приводит к тому, что он, руководствуясь личными критериями справедливости, государственные заказы чаще всего проводит через приватные конкурсы, избегая гласности.

Последнее приводит к тому, что в приватном конкурсе побеждает слабый исполнитель, чиновник при этом перераспределяет заказ в пользу слабого, реализуя при этом свои личные интересы, ослабляя при этом экономическую мощь государства.

Рис. 4. Монада как символ распределения государственного заказа

Чиновничья рать, плодя невероятное количество подзаконных актов, не оставляя от государственных законов даже духа реформаторства, пытается забрать в свои руки реальную власть над бизнесом  откровенно «крышуя» отдельные предприятия и даже некоторые отрасли промышленности.

Мелкого (впрочем, и крупного) чиновника такие понятия как целостность страны и экономические интересы всего государства перестают интересовать, он видит во всем только личный интерес.

Можно ли победить непобедимого чиновника и коррупцию? Символ мироздания подтверждает, что на любом историческом отрезке времени коррупция как явление будет существовать всегда, наша задача сводится только к минимизации проявлений этой болезни власти и общества [7]. Нельзя строить государственную экономическую структуру на корпоративно-мафиозной круговой поруке, а политику – только на животных  (дарвинистских) интересах отдельных чиновников.

Рис. 5. Символ мироздания, подтверждающий неизбежность построения высокодуховной цивилизации

Относительная (но не окончательная) победа добра над злом (победа божественной цивилизации над дьявольской) не достигается только за счет информационных технологий [8], такая победа возможна только через формирование духовного белого «островка» на символе мироздания, который условно можно назвать нравственным аспектом.

Государственная иераррхия, порождающая коррупцию, создается за счет неконтролируемых обществом информационных фильтров, создающих информационную иерархию (рис.6):

Рис. 6. Структура фильтров в государственной иерархии

В современном обществе созрел запрос на искоренение коррупции. Но бюрократическая машина сама себя изменить не может, и организованно сопротивляется воздействию извне. Инструментом постоянного воздействия на нее могут стать информационные сетевые сообщества, общественные организации с их интернет-представительствами и форумы, что особенно проявляется сейчас, когда мы видим нервную реакцию руководителей стран на события обсуждаемые в Интернет-сообществах. Постепенно из хаотического разнобоя идей муссируемых в Интернет-сообществах будет произведена их «кристаллизация» под руководством неформальных лидеров, коими могут быть оппозиционные партии не прошедшие в парламенты, общественные организации и даже просто активные интеллигентные люди, умеющие управлять развитием идей в нужном направлении.

С течением времени от рефлексивных требований на какие-то кризисные ситуации и происшествия, Интернет-сообщества будут ставить оформленные экономические и политические требования, а если бюрократия не будет обращать внимания на такие требования, то виртуальные сообщества очень быстро могут стать реальными (к примеру флэш-мобы).

Можно сказать, что сейчас мы находимся на пороге новой эры второго рождения прямой демократии.

Коррупция побеждается за счет прозрачности и контроля государственной структуры со стороны гражданского общества (за счет снятия фильтров), за счет участия общественных организаций в принятии государственных решений, но это разрушает иерархию государственной власти. Противоречия кажутся неразрешимыми.

Осмысление этих двух противоположностей, умение найти «третий путь», позволяющий и волков накормить и овец оставить в неприкосновенности, невероятно трудно. Разрешить это противоречие в рамках классических монад, содержащих только два противоположных по смыслу  «островка» на символе, невозможно. Это требует привлечения более сложной триединой монады, позволяющей согласовывать несогласуемые позиции.

Рис.7. Триединая монада

Наши славянские предки в некотором смысле обладали более глубокими знаниями, чем современные ученые. Их сознание допускало существование Тонких миров (Навь, слово наваждение от этого корня). К управлению государством (прави) допускались только мудрые люди, умевшие согласовывать несогласуемые  Навь и Явь. Приведенные монадные и пирамидальные символы (рис. 8) не противоречат друг другу.

Рис 8. Трёхуровневая структура древних славян

Может ли система государственной власти, порождающая само явление – коррупцию, взять да и победить эту коррупцию? Может ли унтер-офицерская вдова сама себя высечь? Системный подход, как и теорема Геделя в математике (смысл теоремы Геделя о неполноте сводится к тому, что в любой достаточно богатой непротиворечивой теории существует утверждение, которое средствами самой теории невозможно ни доказать, ни опровергнуть) говорят, что для решения этой системной задачи необходимо привлечение понятий и методик с более крупной мегасистемы. Любая замкнутая система, без обращения к мегасистеме, обречена на вырождение и гибель. Обращение к мегасистеме – это путь окончательной победы над коррупцией. Сама система, за счет своих внутренних ресурсов, способна с помощью автоматизированных систем управления только снизить коррупцию до определенного уровня.

Круг замыкается. Коррупция существует благодаря Дьяволу (искусители бывают и более мелкие в виде коррупционеров). Дьявол (он же Люцифер) входит в иерархию Бога и бесприкословно ему подчиняется, поэтому гармонизировать отношения с коррупцией можно только с помощью божественных информационных программ. А это означает, что политический лидер не имеет право ориентироваться только на рост экономических показателей своей страны, он обязан быть выскодуховной личностью.

Монада, как символ мироздания, подтверждает заинтересованность  Бога в нашей человеческой эволюции и эволюции нашего Сознания. Ведь мы, земные люди, созданы по образу и подобию Бога [9].

 

Литература:

  1. И. Г. Селезнева. Коррупция: Социальные аспекты и правовое регулирование. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусстведение. Вопросы теории и практики. №1(5) 2010, с.149-153.
  2. В. Д. Шкилёв. О государственном дуализме. Материалы XV Международного симпозиума по эниологии. Алушта. 2006, стр. 58-64.
  3. В. А. Моложен., В.Д. Шкилёв. О модели инновационного пространства и ее месте в модели современного общества. Журнал «Мысль»  №3 (28), ноябрь, 2005. Кишинев. С. 67 –70.
  4. В. Д. Шкилёв. Методологические основы создания системы объективной идентификации объектов учета и контроля автоматизированных информационных систем. Славянский университет. Конференция «Информатика. Безопасность сетевых технологий» 2007 с. 55-58.
  5. В. Д. Шкилёв и др. Способ идентификации электропроводящих объектов. Патент Республики Молдова №3389.
  6. В. Д. Шкилёв., В. Г. Каранфил и др. Способ спектральной идентификации материальных ресурсов (варианты) и установка для получения изотопной метки. Патент республики Молдова №3328.
  7. В. Д. Шкилёв. Информационные технологии и экономическая безопасность. Журнал “Мысль” Сентябрь, 2006 г.
  8. В. Д. Шкилёв. О необходимости формирования в рамках национальной информационной системы единых принципов в идентификации объектов учета и контроля. Сборник «Информационные технологии» BIT+2003.
  9. Библия. Книги священного писания ветхого и нового завета. (канонические) В русском переводе. Меконфессиональное библейское общество – Молдова, 1994. 925 с., 292 с.
Яндекс.Метрика