Вы здесь

1.06. Форма – содержание

Информация может зарождаться и развиваться как противо­поставление формы и содержания. Любая информация может быть представлена в какой-либо форме (символ, речь, музыка, математическая программа).

            В большинстве случаев обращается внимание на дуальность формы и содержания, но забывается о глубокой философской взаимозависимости этих двух понятий. Форма сама по себе – не только способ преподнесения информации, правильно выбранная форма способна воспроизводить качественно новое содержание. Чаще бывает обратное, когда информация, даже основанная на благих намерениях, отторгается из-за неправильно выбранной формы. Содержание также, в свою очередь, способно накладывать определенные ограничения на возможность выбора формы:

 

Рис. 18
Информация как противопоставление формы и содержания

 

            Известно, что существует множество наук, специализирующихся на изучение форм, например, кристаллография, геометрия, различные виды морфологий (геоморфология, морфология растений и т.д.), структурная лингвистика. В какой-то степени и данный труд можно отнести к трудам, посвященным изучению форм, в данном случае – монаде. Интересно, что впервые в философии форме как понятию противопоставил содержание Гегель [17], до этого антиподом формы считалась материя (Аристотель) [14]. Именно Гегель обосновал неразрывную диалектическую связь между формой и содержанием. Давать определения этим понятиям (форма и содержание), например, как: «форма – принцип упорядоченности, способ существования того или иного содержания» бесперспективно. Такие определения не очень проясняют этот вопрос, поскольку и эти понятия можно частично отнести к первичным, понятия эти древние, многослойные, с несколько размытыми очертаниями и взаимно обуславливающими друг друга.
А вот символ монады (форма-содержание) очень ясно графически подчеркивает эту диалектическую взаимообусловленность. Как правило, форма более консервативна, чем содержание, в процессе развития и эволюции информации форма чаще становится тормозящим фактором и поэтому творческий поиск новых перспективных форм подачи информации (в частности переход от плоской графики к объемной) имеет такое важное значение. Именно переход к объемной графике и позволил, как будет показано далее, разработать и новые философские символы и новые взгляды на старую хорошо всем известную информацию.

            Просто факт: «Если разбить голографическую пластинку на куски и осветить лазером любой кусочек, то появится полный образ, который присутствовал на пластине в целом». Немного страдает качество этого изображения, но полный образ действительно сохраняется. В таком простом факте скрывается глубочайший сакральный смысл мироздания – мельчайшая часть целого содержит информацию о целом.

                Этот факт, возможно, было бы логичней привести в разделе квантовая – волновая информация? Квант света способен только оставить на фотографической пластине почерневшую точку и разрыв фотографии, конечно не дает вышеописанного эффекта. На это способна только информация, предоставленная в форме волнового, а точнее голограммного, исполнения

Яндекс.Метрика