Вы здесь

1.03. Информация и философия противоречия

Философия противоречия, заложенная в информации о любом изучаемом объекте, проходит красной нитью через всю историю развития философии от древних религиозных до современных философских систем и является неотъемлемой частью современной интеллектуальной культуры.

            В восточной философии (учение об Инь и Ян) [10-13] противоречие рассматривается в виде пары чаще всего противоборствующих элементов. Однако противоречие как таковое, на наш взгляд, имеет существенно более сложную структуру. Глубокое понимание этого факта отражается и в Китайской философии, где Инь и Ян разворачиваются и эволюционируют (чертежи Великого Предела, выражен­ные через восемь триграмм и 64 гексаграмм И-Цзина). Но переосмыслить эту информацию в категориях западной философии удается не всегда адекватно.

            Следующим шагом в понимании структуры противоречия является триадное представление. Такой подход известен и в восточной и в западной философии. Платон, а вслед за ним и Аристотель, пишут о необходимости между двумя противоборствующими элементами, символизирующими противоречие, выделить третий. Представление противоречия в триадном представлении является плодотворным, поскольку позволяет выделить механизм как компенсации противобор­ствующих элементов, так и управления их изменениями. Третий элемент развивает элементарную инфраструктуру противоречия, обеспечивает взаимообусловленность и взаимодействие противобор­ствующих элементов. Такое философское осмысление противоречия позволяет создавать математические модели оперативного и экстренного управления в сложных структурах.

 

Рис.6
Триадное противоречие

 

            В нашей небольшой стране (Молдове) символика триадного противоречия совпала и с географической картой  и с проявившимися политическими противоречиями:

 

Рис.7
Триадное политическое противоречие

 

            Философия противоречия может быть осмыслена и в симметричной структуре через четыре противоборствующих элемента. Наши предки чаще всего в своем миропонимании обращались к следующим понятиям:

 

Рис.8
Четверичное противоречие

 

            Можно представить, что каждый противоборствующий элемент в дуальной трактовке сам по себе также обладает свойством внутренней противоречивости (классическая монада в этом смысле является  одновременно символом и дуальности, и четверичности  противоборствующих элементов). При таком подходе возникает возможность анализировать две противоположные тенденции: выявление новых более простых противоположностей и противоречий внутри главных (дифференциальный подход) и объединение противоположностей (интегральный подход) с выявлением  между ними новых противоречий. Основой иерархии информации является иерархия внутренних противоречий.

            Раскроем пентаграммное понимание противоречия. Обратим внимание на то, что в пентаграмме напротив каждого элемента расположены два других. Другими словами пентаграммное противоречие может при анализе распадаться на несколько триадных противоречий:

 

Рис.9
Символ пентаграммного противоречия

 

            Это можно трактовать следующим образом: каждый противоборствующий элемент одновременно пребывает в активном и пассивном состоянии (вспомним понятие фрактальности); один из противоборствующих элементов он подавляет (то есть находится в активном состоянии), а другой подавляет его самого (то есть находится в пассивном состоянии). Помимо этого у каждого из пяти противобор­ствующих элементов есть и задача взаимной компенсации и уравновешивания друг друга.

            Такой переход от дуального к триадному, от триадного к пентаграммному пониманию противоречия является не только признаком выделения различных стилей мышления, но даже и стратегии поведения. Процесс понимания любой информации есть процесс одновременного дробления и объединения противоречий, создания Гармонии сбалансированности противоборствующих элементов. Несмотря на то, что наименования последующих параграфов Главы I внешне выглядят дуальными, анализ, скорее всего, можно признать основанным на четырех противоборствующих элементах. Чем глубже понимание причинных зависимостей в информации, тем более сложным геометрическим символом оно отражается. Как всякая информация, так и понимание противоречия эволюционны по своей сути и на пентаграммном понимании, естественно, не завершаются.

            Предположительно, семеричное понимание противоречия оптимально и дальнейшее усложнение пока непродуктивно. Можно также предположить, что, помимо задачи общей сбалансированности противоборствующих элементов, один из этих семи становится главенствующим, отвечающим за выбор направления. Возможно, что этот  противоборствующий элемент отвечает за идеологическую базовую сферу, которая и обеспечивает выбор направления неделимого целого, состоящего из семи базовых сфер.

            В будущем нельзя исключить и восьмеричного понимания противоречия (восьмеричность – признак божественности). Такое противоречие будет исключать главенствующую роль идеологической базовой сферы. В этой схеме все сферы равнозначны и неразделимы.

            Есть ли в данной работе признаки восьмеричности? Они имеются в усложненной монаде (монаде с четырьмя островками) если не учитывать при этом центрального духовного ядра. С духовным ядром – это признак, объединяющий девять элементов (вспомним принцип девяти откровений) и т.д. Другими словами, иерархия внутренних противоречий бесконечна и только «здравый смысл» может подсказать какой сложности символ оптимально подходит для анализа ситуации.

Яндекс.Метрика